Воздушные бои Первой мировой войны. Часть 2

Впервые обобщённую характеристику иностранным истребителям дал русский летчик-ас Евграф Николаевич Крутень. Рассматривая «Основы немецкой тактики по наблюдениям на французском фронте», он выявил наиболее значимые правила, которых придерживались германские летчики: выгоднее, а поэтому следует переносить воздушный бой в сферу над своей территорией, атаковать исключительно при преобладании числа своих аппаратов; нападать всегда, только если находишься сам сверху, а если ниже, то сейчас же уходить от встречи; атаковать один раз.
Французы же считали, что надо нападать первому, атаковать внезапно, учитывая мёртвые углы зрения и стрельбы противника и подходя в упор для надёжного огня; истреблять противника там, где он есть.
В свою очередь англичане характерными чертами своей тактики считали чёткие и уверенные действия, основанные на быстром принятии решения и знании слабых мест противника; терпеливость, длительное выжидание благоприятного момента для начала боя, но атака наверняка; заблаговременное планирование боя.

Английский истребитель «Моран-Солнье» против немецкого дирижабля «Цеппелин» LZ37

Английский истребитель «Моран-Солнье» против немецкого дирижабля «Цеппелин» LZ37

О. Стюарт в книге «Тактика воздушного боя» писал, что одна отвага, сопровождаемая беспечностью, хотя и имеет ценность, но в сравнении с действиями, основанными на научном подходе, приносит меньше пользы. В тяжёлом положении знающий лётчик принимает лучшие решения – и в этом залог напористости и отваги. Капитан А. Болл отличался особой смелостью, применял рискованные приёмы, но действовал по определённой схеме и всегда имел предварительно выработанный план. При его составлении он обдумывал не только свои, но и все возможные варианты ведения боя противником, намечал приёмы и удары независимо от того, какой из них в действительности будет применён.
Не забывая о недостатках, Е. Крутень выделял у французов активность, импровизацию, виртуозность (применение в бою сложных маневров, доступных только высококлассным пилотажникам ), а у немцев – дисциплинированность, аккуратность, настойчивость. Среди германских пилотов находились и такие, кто был не прочь завязать воздушный поединок с численно превосходящим противником. И хотя тактика действий немецкой истребительной авиации длительное время подвергалась жесткой критике со стороны зарубежных военных специалистов, её «коэффициент полезного действия» чаще всего был выше, нежели у авиации стран Антанты.

Истребитель Fokker E.III, Германия

Истребитель Fokker E.III, Германия

В этом отношении интересны критические замечания противников. Так, германский ас Рихтгофен писал: «Французы любят задавать загадки, нападать врасплох. Но избегнуть ловушки нетрудно, так как в воздухе не спрячешься, а невидимый самолёт ещё не изобретён. Поэтому на такие хитрости попадаются только новички. Впрочем, галльская кровь иногда себя проявляет, и тогда француз атакует, но и в этом случае французскому наступательному духу не хватает настойчивости». Французский же ас Рене Фонк считал слабостями немецкой тактики приверженность к устойчивым схемам, отсутствие у подчинённых инициативы, слепое следование уставам. Учитывая всё это, он делал ставку на уничтожение ведущих, которые в бою осуществляли управление и огневое взаимодействие. Лишившись командира, ведомые в замешательстве начинали виражить, обдумывая решение. Десяти секунд неуверенности противника хватало Фонку, чтобы сблизиться и поразить его точной очередью. Однако он, как и немецкие асы, считал, что «лучше атаковать 15 неприятельских самолётов за своими линиями, чем 4 самолёта за линиями противника».

Воздушный бой германского и французского истребителей.

Воздушный бой германского и французского истребителей.

Интересно высказывание историка де Шаваня, который писал, что французским лётчикам, особенно асам, мешал их закоренелый индивидуализм. А немцы, усвоив уроки войны, в ноябре 1917 года сформировали группы патрулей, состоявшие из взаимодействующих между собой одноместных и двухместных самолётов. Их согласованность и дисциплинированность позволяли сначала успешно противостоять атакам французов-одиночек (хотя и хорошо подготовленных), а потом перейти к наступательной групповой тактике.
Французские истребители убедились, что эра одиночных боёв прошла, но не могли преодолеть отвращения к групповым полётам. Надо было, чтобы такие асы как Маттон и Оже сами оказались сбитыми, чтобы переломить упорство лётчиков силой приказа. Тем не менее даже наказания не перевоспитали «свободных охотников», привыкших вылетать и драться по личной инициативе. Наземные дела их не интересовали, а обстановка для вылета подбиралась такая, чтобы легче и больше сбить самолётов. Командование, с одной стороны, приветствовало своих героев, а с другой – понимало, что дальше так продолжаться не может. Но окончательно «прибрать к рукам» индивидуалистов не удалось до конца войны, а групповой бой не получил чётких очертаний в тактике.

Истребитель Pfalz D.III, Германия

Истребитель Pfalz D.III, Германия

Развитию английской военной авиации во многом способствовало создание в начале века в местечке Фарнборо на базе Королевского авиационного завода научно-исследовательского центра. Это, кстати, было первое в мировой практике учреждение подобного типа, где проектировались и испытывались опытные образцы летательных аппаратов, различного рода вооружение и оборудование, самолётные двигатели. Там же разрабатывались способы боевого применения авиации, многие из которых использовались в воздушной войне с Германией.
Британские ВВС шли следующими по результативности среди авиаторов западных союзников. В них тогда помимо самих англичан служили и выходцы из Канады, Австралии, Новой Зеландии, некоторых африканских государств. По индивидуальному мастерству они ни чем не уступали французам.

Истребитель S.E.5a, Великобритания

Истребитель S.E.5a, Великобритания

Яростно сражалась с немцами и небольшая группа бельгийских летчиков-истребителей.
6 Апреля 1917 года своё решение о вступлении страны в войну против Германии объявил конгресс США. Американский воздушный флот под командованием У. Митчела начал активные боевые действия на стороне Антанты. Американские лётчики, используя накопленный к тому времени их союзниками опыт, сумели до конца войны увеличить счёт сбитым вражеским самолётам. Именно на этот период приходится большая доля потерь, которые несла немецкая авиация.
Что касается участия в боевых действиях лётчиков Италии, то следует помнить, что эта страна первой среди развитых авиационных держав использовала аэропланы в военных целях. Это произошло в 1911 году в ходе итало-турецкой (Триполитанской) войны. С успехом вели воздушные бои итальянские пилоты и на фронтах Первой Мировой.

YouTube Трейлер

(Окончание следует)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники