Спортсмен и авиаконструктор Анри Фарман (1874 – 1958). Часть 2

Начиная с 1910 года, любой ферменный биплан с толкающим винтом и дополнительным рулем высоты на балках перед крылом, стали называть «Самолет типа Фарман».
«Фарман-IV», построенный в 1909 году, стал одним из самых массовых самолетов довоенного периода. Благодаря простой конструкции и неплохим летным данным, он стал эталоном для множества конструкторов. Этот самолет выпущен в тысячах экземпляров во многих странах.
С появлением более новых типов самолетов «Фарманы-IV» все больше применялись для обучения. Благодаря простоте пилотирования, они оказались очень подходящими для этой роли.

Биплан «Фарман-IV»

Биплан «Фарман-IV»

«Фарманы» действительно находились «на передовом крае» авиационного спорта. На этом самолете летчик Луи Полан выиграл приз десять тысяч фунтов за перелет из Лондона в Манчестер в апреле 1910 года. Женский приз за самый дальний беспосадочный перелет в том же году получила бельгийка Элен Дютрийё — за полет протяженностью в 167 километров, общее время в полете составило два с половиной часа.
Самолеты братьев Фарман производились как для военной, так и для гражданской авиации. В 1910 г. для военных целей была выпущена довольно большая серия машин. Размах верхних крыльев этих аэропланов составлял 16,6 м. Годом позже был сконструирован самолет Henry Farman HF-6 для спортивных целей и установления рекордов. Это был именно тот самолет, который использовал Эрик Линдпейнтнер для кругосветного полета.

Известная бельгийская спортсменка Элен Дютрийё была одной из первых женщин, получивших в 1910 году свидетельство пилота в школе братьев Фарман. Свои первые шесть полётов она совершила, сидя за спиной Анри.

Известная бельгийская спортсменка Элен Дютрийё была одной из первых женщин, получивших в 1910 году свидетельство пилота в школе братьев Фарман. Свои первые шесть полётов она совершила, сидя за спиной Анри.

Десять «Фарманов» и двадцать «Блерио» участвовали в сентябре 1910 года в маневрах французской армии. Летая с трех организованных «аэронавтических станций», самолеты вели разведку и осуществляли быструю доставку донесений.
Время специализированных машин еще не пришло: на все аэропланы в зависимости от обстоятельств устанавливалось то стрелковое оружие, то кассеты с бомбами, то фотооборудование. Только война разделит поначалу единый класс аэропланов на разведчики, истребители и бомбовозы.
Братья Фарманы долго придерживались аэродинамической схемы с толкающим винтом. Она была признана устаревшей уже к началу Первой мировой войны. В результате компания Фармана была отстранена от крупных военных заказов, доставшихся более совершенным машинам Breguet, Nieuport и SPAD. Но бипланы компании широко использовались в авиразведке.
Наиболее известны аэропланы Фармана были в России. Первый дипломированный русский летчик М. Н. Ефимов обучался в школе Фармана. Именно на «Фармане» Ефимов совершил свои первые полеты в России. Также на «Фармане» летал и С. И. Уточкин, которому, по некоторым данным, аэроплан был подарен самим конструктором. На «Фармане» совершила свои первые полеты и русская авиатрисса Л. В. Зверева. Она же открыла в Риге авиамастерские, перебазировавшиеся потом в Санкт-Петербург. Эти авиамастерские к 1916 г. выпустили около 80 «Фарманов» и «Моранов». До 1915 года лицензионные «Фарманы» были наиболее распространёнными самолётами российской постройки (более 1500 единиц), но большинство из них были списаны уже к 1918 году.

«Фарман 30» с двумя пулеметами, Русская императорская армия

«Фарман 30» с двумя пулеметами, Русская императорская армия

Одной из самых известных конструкций «Мастерских Фармана» стал двухмоторный тяжёлый (для своего времени) бомбардировщик и транспортный самолёт Farman F.60 «Голиаф». Прототипом всего семейства был Фарман 50, выпущенный в 1917 году. Этот двухмоторный биплан с экипажем из трех человек имел размах крыльев 22,85 метра.
Прототип Фарман 60 «Голиаф» совершил свой первый полет в конце 1918 года. Он строился по техническим требованиям к дальнему бомбардировщику, способному достичь районов Берлина и Эссена с бомбовой нагрузкой в 1500 – 2000 кг. Но Первая мировая война закончилась до того, как самолет был принят на вооружение и мог принять участие в боевых действиях. Поскольку в разработку самолета были вложены большие средства, а военные отказывались от заказа, руководство компании «Фарман» – главный конструктор Анри Фарман, директор фирмы Серре и главный инженер Фишер – приняли решение о переработке проекта для гражданских целей.

Пассажирский самолет Farman F.60 Goliath, 1919 год

Пассажирский самолет Farman F.60 Goliath, 1919 год

С самолета были сняты пулеметные турели и бомбодержатели. Обширный фюзеляж был приспособлен для перевозки коммерческого груза. К началу февраля 1919 года первый в истории «аэробус» был готов. Фирма предполагала, что характеристики машины позволят ей успешно работать на самых престижных линиях Европы.
8 февраля 1919 г. самолет Фармана «Голиаф» первым начал регулярные пассажирские перевозки по маршруту Париж – Лондон. Пассажирских аэропланов было построено около 60. Еще было построено более 300 штук бомбардировщиков этого типа, поставлявшихся в разные страны мира.
В 1919 г. за разработку аэроплана «Голиаф» и вклад в развитие мировой авиации Анри Фарман был удостоен ордена Почетного легиона.

Анри Фарман, Антонио Сантос-Дюмон и Габриэль Вуазен. 13 января 1928 г. 20-я годовщина полета А. Фармана дальностью в 1 километр на биплане Г. Вуазена 13 января 1908г.

Анри Фарман, Антонио Сантос-Дюмон и Габриэль Вуазен. 13 января 1928 г. 20-я годовщина полета А. Фармана дальностью в 1 километр на биплане Г. Вуазена 13 января 1908г.

Фирма «Авиамастерские Фармана» с 1908 по 1936 г. создала свыше 200 опытных и серийных моделей самолётов. В 1936 г. она была национализирована, а ее хозяева Анри, Морис и Ричард Фарманы вышли на пенсию, получив при национализации хорошие деньги.
В 1941 г. братья создали новую компанию, но через три года она была поглощена более крупной корпорацией. В 1952 г. сын Мориса Фармана Марсель активно попытался возродить дело, но этого достичь не удалось, и он обанкротился в 1956 г.
Анри Фарман умер в Париже 18 июля 1958 года. Похоронен на кладбище Пасси в Париже.
Он прожил долгую жизнь. Вся она была связана с Парижем и с самолетами. Двадцатый век ускорил время, и огромную роль в этом ускорении сыграла авиация. Сейчас уже невероятным кажется тот день, когда полет в один километр произвел такой фурор…
И вместе с близкими людьми Анри Фармана провожали в последний путь его незримые спутники, его самые знаменитые самолеты:
Farman MF.7 – одномоторный двухместный разведчик, 1913—1915
Farman MF.11 – одномоторный разведчик, 1914—1917
Farman F.60 «Голиаф» – двухмоторный тяжёлый бомбардировщик и транспортный самолёт, 1919—1921
Farman F.121 – транспортный самолёт, 1923
Farman F.222 – двухмоторный бомбардировщик, 1935—1938

YouTube Трейлер

Источники:
1. По материалам сайта ctie.monash.edu.au
2. По материалам сайта forum.worldofwarplanes.ru
3. По материалам сайта lib.rus.ec
4. Бодрихин Н. Г. Великие летчики мира. 100 историй о покорителях неба. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2011. – 255 с.
5. Обухович В. А., Никифоров А Ф. Самолеты Первой мировой войны. – Минск: Харвест, 2003. – 368 с., илл.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники