Русский авиатор и спортсмен Сергей Исаевич Уточкин (1876 – 1916). Часть 1

«…если есть в Одессе два популярных имени, то это имена бронзового Дюка, стоящего над бульварной лестницей, и Сергея Уточкина – кумира рыбаков, велосипедистов всех званий и возрастов, женщин, жадных до зрелищ, и уличных мальчишек».
                                                                                                                                     А. Куприн
Пожалуй, лишь самые знаменитые артисты были столь же известны, как этот веселый огненно-рыжий человек, отважный и по-рыцарски благородный – любимец всей Одессы. Пылкий, даже бесшабашный, он азартно играл в карты, нередко проигрывая все до последней копейки. Если влюблялся, то — безумно. Ввязывался в дела рискованные и сомнительные. Такова была сила жажды новых впечатлений. Он искал их, находил, но никак не мог эту жажду утолить. Таким был Сергей Исаевич Уточкин – один из пионеров русской авиации.

Сергей Уточкин (12.07.1876 – 31.12.15 (13.01.16))

Сергей Уточкин (12.07.1876 – 31.12.15 (13.01.16))

12 июля 1876 года в Одессе в семье купца второй гильдии Исая Козьмина Уточкина и его жены Аустиньи Стефановны родился мальчик, которого назвали Сергеем. Семья, как вы догадываетесь, была не бедная. Но счастливым детство мальчика было недолго. В 1881 году, в пять лет, он остался без матери – она умерла, родив Сереже младшего брата. А вскоре ушел из жизни и отец, заболев туберкулезом. Опекунство над осиротевшими детьми Уточкиных взяли родственники отца. Сергей с двумя братьями, Николаем и Леонидом, воспитывался в разных семьях на деньги, оставленные родителями, не испытывая материальных невзгод, но лишенный любви и заботы.
Ещё в детстве с Сережей стряслось то, что наложило отпечаток на его личность. Учился Сергей в Ришельевской гимназии и жил на пансионе у учителя гимназии Краузе. Знаете, что такое жить на пансионе? Это когда человек снимает комнату, и заодно его кормят завтраком, обедом и ужином. Учитель, у которого жил Сергей, был пьяницей. Однажды он куда-то пропал, а через несколько дней был обнаружен женой на чердаке дома, в петле. От увиденного жена обезумела и в порыве отчаяния решила зарезать своих детей кухонным ножом. Серёжа проснулся от диких криков, увидел повсюду лужи крови, безумные глаза женщины, и спасся чудом. Увиденное, вернее, пережитое, оставило след на всю жизнь: Сергей стал заикаться. И это заикание прошло с ним через всю жизнь.
Воспитанием Сергея, по сути, никто не занимался. Рос мальчишка смелым и крепким, любившим спорт. Когда новый опекун Сергея, приват-доцент Шульгин, чтобы чем-то занять этого очень уж живого юношу, купил ему английский подержанный велосипед марки «Диана», Сергей отчаянно гонял на нем по городу, набивая синяки и шишки. В семнадцать лет он стал чемпионом России по велоспорту. Неплохое начало. Потом был футбол (Сергей был первым одесситом, которого допустили играть в футбол за любительскую команду британского атлетического клуба), бокс, джиу-джитсу, мотоспорт, бег на роликовых коньках (в те годы он был одним из первых) и т.д. Он сам построил яхту. Всего он перепробовал семнадцать видов спорта, включая мотоспорт и автогонки.

Сергей Уточкин на велотреке

Сергей Уточкин на велотреке

Неудивительно, что когда Сергей увидел полет на воздушном шаре, то сразу же «заболел» воздухоплаванием. Произошло это в мае 1907 года. Тогда в Одессу приехал странствующий аэронавт Эрнесто Витолло. Вскоре неугомонный Уточкин в качестве пассажира уже поднимался в воздух вместе с Витолло. А потом, купив в складчину с двумя компаньонами воздушный шар, начал совершать полеты сам. Затем со своим аэростатом он отправился в Египет и летал над пирамидами и пустыней Сахарой.
Наступала эра авиации. Аэропланы держались в воздухе уже по часу и более, француз Луи Блерио перелетел через пролив Ла-Манш, а в России все еще не было своих авиаторов.

Сергей УточкинВскоре из Франции прибыл пароход, доставивший в Одессу аэроплан «Вуазен», заказанный аэроклубом. Авиаторы Михаил Ефимов, Сергей Уточкин и другие пытались на нем взлететь, но неудачно. Попытки подняться продолжались, пока аэроплан не изуродовали. Уточкину хотелось поучиться летному делу во Франции, ставшей к тому времени столицей зарождающейся авиации. С превеликим трудом собрав десять тысяч франков, он уезжает в Париж. Там он устроился слесарем на фабрику, где собирались авиамоторы «Гном». Наблюдал полеты уже известных авиаторов Райта, Блерио, Сантос-Дюмона, других. В это время Уточкину поступило предложение от одесского банкира Ксидиаса. Банкир собирался заказать во Франции аэроплан, оплатить Сергею учебу в школе Фармана, а Уточкин в течение трех лет был обязан совершать публичные полеты в пользу банкира. На такие кабальные условия Уточкин не пошел. Отказался.
Он вернулся из Парижа в Одессу с двумя техниками и основными узлами моноплана «Блерио-11» . Привез моторы, детали, чертежи. Решил сам строить самолет. Гарнизонное начальство выделило ему мастеровых матросов, мастерские. Получился аппарат, похожий на «блерио», но с различиями в размерах и очертаниях. В конце того же года Уточкин испытал его. Из-за недостаточной мощности мотора «анзани» получались только подлеты.
Осенью 1909 года одесский банкир С. И. Ксидиас купил первый в России аэроплан «Фарман-4». Через полгода, 8 марта 1910 года в России произошло событие, которое особого ажиотажа не вызвало, но было отмечено всеми выходившими тогда газетами. В Одессе состоялся единственный полет русского авиатора Михаила Ефимова, который полгода учился летать в Париже. Сам полет диковинкой не был. До Ефимова в небо поднималось много авиаторов. Но это был первый полет русского авиатора. Через неделю, 15 (28) марта, Уточкин выпросил у Ксидиаса разрешение, сел в аэроплан и взлетел – без инструктажа и подготовки. Редкий случай в истории авиации. Толпа ахнула: «Летит!» Аэроплан, покачиваясь, грузно пролетел над полем, над зрителями, невольно пригнувшими головы; за ним мчались мальчишки, а следом, придерживая шашки, – потные городовые. Толпа кричала: «Браво, Уточкин!», бросала в воздух шапки, свистела и аплодировала.
Правда, полет был не очень удачным, самолет слегка пострадал при приземлении, но это уже мелочи.

YouTube Трейлер

Уточкин стал вторым русским авиатором. В апреле 1910 года третьим русским летчиком стал Николай Попов. К концу года их было уже почти 30. Российским первопроходцем в воздухе был Михаил Ефимов, но Уточкин был азартней, колоритней и быстро стал в стране любимцем публики и «главным летчиком» – отчасти в силу своей озорной и свойской натуры, подкупавшей всех, с кем общался этот компанейский заика. От Ефимова он отличался еще и тем, что, в отличие от первого, прошедшего добротную профессиональную подготовку в Париже, Уточкина летать никто и никогда не учил – он осваивал воздушный корабль на чистом вдохновении и бешеном желании летать – и ведь полетел! Вот что было главным в жизни Уточкина. Он был прирожденный боец.
31 марта 1910 года в Одессе на беговом ипподроме состоялся экзаменационный полет Уточкина на звание пилота-авиатора. Собравшиеся члены комитета Одесского аэроклуба предложили Уточкину выполнить «восьмерку». Поднявшись на высоту 15 сажен (около 35 метров), авиатор сделал крутой поворот и продержался в воздухе три минуты. Он выполнил все условия подъема, полета и спуска. Михаил Ефимов вручил ему соответствующую грамоту на звание «пилота-авиатора» за номером 1. Но свидетельства международного образца имел право выдавать только Императорский Всероссийский аэроклуб. Потому еще долго велась переписка одесситов с чиновниками из Петербурга, прежде чем Уточкин получил международное пилотское свидетельство.
С первого самостоятельного полета на аэроплане началась счастливая и трагичная жизнь Уточкина в русской авиации.

Сергей Уточкин на «Фармане-IV» – одном из самых популярных аэропланов в мире в 1910 – 1914 гг.

Сергей Уточкин на «Фармане-IV» – одном из самых популярных аэропланов в мире в 1910 – 1914 гг.

(Продолжение следует)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники