Появление истребительной авиации. Часть 2

Использование двухместных самолетов в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, также создавало определенные проблемы, так как увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств. Серьезную попытку в решении этой проблемы предпринял француз Роллан Гарро. В ноябре 1914 года известный французский летчик-испытатель фирмы Моран-Солинье лейтенант Гарро предложил идею создания одноместного истребителя, вооруженного одним пулеметом, закрепленным параллельно линии полета и стреляющим через круг, ометаемый воздушным винтом. Для того чтобы пули, попадая в винт, не пробивали и не повреждали его, Гарро предложил так называемый отсекатель пуль.
Отсекатель представлял собой трехгранную, стальную призму, надетую на лопасти воздушного винта в том месте, где они пересекаются с продолженной осью канала ствола неподвижно установленного пулемета. Пули, попадая в ребро или в грань призмы, рикошетировали и не повреждали винта. Рикошетировало более 15% пуль от количества всех выстрелов.

Пулемет «Гочкис», установленный на истребителе Моран N.

Пулемет «Гочкис», установленный на истребителе Моран N.

В феврале 1915 года предложение Гарро было реализовано, впервые отсекатели была установлены на французском двухместном самолете Моран-Солнье. 26 февраля 1915 г. на самолете с установленными отсекателями Гарро провел воздушный бой с четырьмя бомбардировщиками противника. Израсходовав пять обойм, он вынудил экипажи неприятеля прекратить полет к цели и повернуть назад. За 18 дней он сбил 5 германских аэропланов. Подлетая к вражескому строю, Гарро открывал огонь с близкого расстояния.
Можно смело утверждать, что изобретение Роллана Гарро открыло дорогу к созданию настоящего самолета-истребителя, так как теперь пилот мог сосредоточиться на решении более узкого круга задач, главной из которых было занять выгодную позицию для стрельбы. Новое оружие вызвало к жизни и новую тактику боя: атакующий самолет сближался с целью по линии огня. Эта тактика сохранилась до сегодняшнего дня.

За немецким планером «Таубе» гонится французский самолет с пулеметом. Франция. 1914 год.

За немецким планером «Таубе» гонится французский самолет с пулеметом. Франция. 1914 год.

Естественно, что в Германии очень заинтересовались новым оружием. 19 апреля у Гарро во время свободного поиска из-за поломки заглох мотор, и он спланировал на занятую германцами территорию.
Лейтенанта взяли в плен, а захваченную машину пригласили обследовать молодого голландца Энтони-Германа-Жерара Фоккера. Вооружение французского моноплана конструктор назвал самоубийственным по своей сути. Пули, пролетая через укрепленные сталью лопасти, могли элементарно вырвать большой кусок, который, в свою очередь, мог вывести из строя машину. «Пулемет можно использовать таким образом, только если его как следует синхронизировать», – сказал Фоккер.

Пара пулеметов «Шпандау» с синхронизаторами.

Пара пулеметов «Шпандау» с синхронизаторами.

С этого момента воздушная война вышла на новый уровень. Уже спустя 10 дней Фоккер представил на испытание аэроплан, вооруженный одним пулеметом, стреляющим через плоскость, ометаемую воздушным винтом, но уже без отсекателей на винте. Эта была синхронная пулеметная установка подобно ранее предложенной немецким инженером Шнейдером. Это устройство, позволяющее синхронизировать момент выстрела пулемета с положением лопасти винта, стало стандартным в авиации вплоть до появления реактивных самолетов. Фоккер лично испытал изобретенный механизм сначала на высоте 300 метров, а затем уже в боевом вылете на 2000 метров над Дуэ.

Энтони Фоккер у своего детища.

Энтони Фоккер у своего детища.

В мае 1915 года на фронте появился и первый немецкий истребитель – «Фоккер E.I». Он как две капли воды походил на «Моран», отличаясь от него лишь конструкцией фермы шасси и металлическим каркасом фюзеляжа. Главное, что делало «Фоккер» истинным истребителем, – это пулемёт, впервые снабжённый синхронизатором для стрельбы через винт. Преимущество этого решения очевидно: во французском самолёте накладки уменьшали эффективность винта, а пули, попадая в лопасть, создавали значительные нагрузки на двигатель. Кроме того, синхронизатор позволял установить два, три и даже четыре ствола, расположенные непосредственно вблизи от летчика. Все это устраняло неудобства по перезаряжанию, повысило точность стрельбы за счет жесткого крепления оружия и позволило более удобно поставить прицел. Строго говоря, это было не совсем корректно: Фоккер формально купил у фирмы Моран — Солнье лицензию и начал выпуск самолётов этой системы ещё до начала Первой Мировой войны. Но победителей не судят! На счету немецких истребителей, недаром прозванных «бич Фоккера», было немало сбитых английских и французских самолётов (по большей части медлительных «разведчиков»). Германская армия сразу же получила перевес. Истребительная, а вслед за ней и штурмовая авиация обязаны своим появлением решению задачи изобретению синхронизатора.

Истребитель Фоккер Е III с синхронным пулеметом.

Истребитель Фоккер Е III с синхронным пулеметом.

Активность германской авиации на Западном фронте вынудила командующего французской армейской авиацией генерала Хиршауэра в марте 1915 г. издать приказ об организации специальной эскадрильи, предназначенной для борьбы с самолетами противника. Она стала первым в истории авиации отдельным военным подразделением и была названа эскадрильей «Аистов».

Роллан Гарро

Роллан Гарро

Но вернемся к судьбе Роллана Гарро. В плену он провел много месяцев за колючей проволокой. Несколько раз пытался бежать, но безуспешно. И только в августе 1918 года очередная попытка побега оказалась удачной. Вскоре он вновь был в составе группы воздушного боя. К этому времени его группа вошла в состав знаменитой эскадрильи «Аистов» или если следовать точным французским наименованиям – Группу воздушного боя 12.
В первое время после возвращение Гарро из плена товарищи всячески старались удержать своего командира от рискованных полётов, уж очень ослаблен был его организм. Но Гарро оставался непреклонным. 2 октября – очередная его победа в поединке с «Фоккером». Уже под вечер в тот же день он вновь поднялся в воздух. Как оказалось, в последний раз. Над линией фронта его самолёт атаковали сразу 3 немецких истребителя. Случилось это буквально за месяц до окончания войны…

(Окончание следует)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники