Появление истребительной авиации. Часть 1

Строго говори, самолеты начального периода Первой мировой войны довольно трудно разделить на классы, так как, построенный первоначально как бомбардировщик, самолет быстро устаревал и через полгода применялся как разведчик, а еще через полгода – как учебный самолет в тыловых частях. И только о машинах последних двух лет войны можно говорить как о специально спроектированных и построенных бомбардировщиках или истребителях.
В начале Первой мировой войны еще не ставилась задача постройки истребителя. Но та чрезвычайно важная роль, которую стала играть авиация в боевых операциях сухопутных войск, и особенно воздушная разведка, данные которой были важны для принятия решений, привели к созданию системы противовоздушной обороны (ПВО) и ее главной силы – истребительной авиации.
Возникла потребность в аэроплане, предназначенном именно для ведения воздушного боя. Во-первых, такие машины должны были превосходить другие типы самолетов по скорости полета, маневренности и скороподъемности (ведь надо было настичь противника), а во-вторых, иметь вооружение. 

Истребитель Nieport 10, Великобритания

Истребитель Nieport 10, Великобритания

Стремление поразить врага в воздухе привело к тому, что пилоты стали брать с собой в полет личное оружие: пистолеты, винтовки и даже… специальные большие ножи. Известный французский пилот Жан Наварра думал таким образом сбивать аэростаты и дирижабли противника. Чтобы огонь из пистолета был эффективным, следовало сблизиться с противником на расстояние не более 50 метров.
При воздушной стрельбе из пистолетов и винтовок основными объектами поражения были летчик и мотор. Для поражения того или иного жизненно важного объекта обычными пулями требовалось 2-3 прямых попадания в мотор или одно удачное попадание в летчика. Такие удачи могли быть только в дуэльной стрельбе на параллельных курсах на небольших дальностях (10-50 м). Поразить объект такой малой площади при стрельбе в полете – дело чрезвычайно трудное, тем более что объект скрыт от точного прицеливания конструкцией самолета. Поражение самолета противника или принуждение его к отказу от выполнения боевой задачи было делом достаточно редким. Летчики расстреливали весь боекомплект (2-4 обоймы или зарядки) и на этом расходились.
Наиболее результативными были дуэли между французскими и немецкими самолетами в пользу французов. Экипажи французских самолетов вооружались автоматическим карабином Винчестер, а немецкие – пистолетом Маузер. Карабин, конечно, имел большие преимущества перед пистолетом. Французы провели первый результативный воздушный бой 5 октября 1914 г., во время которого пилот Франц и наблюдатель Кено на самолете «Вуазен» атаковали германский «Таубе» и, стреляя из карабинов, сбили его.

Атака с применением личного оружия летчика. Летчик самолета «Таубе» (1914г.) обстреливает самолет «Моран-Парасоль» (схема Райт).

Атака с применением личного оружия летчика. Летчик самолета «Таубе» (1914г.) обстреливает самолет «Моран-Парасоль» (схема Райт).

Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которые начали устанавливать на самолеты, потребовали от пилотов чрезмерных усилий – управление самолетом в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия снижали эффективность стрельбы.
В начале войны на самолетах устанавливали автоматическое стрелковое оружие, принятое на вооружение в сухопутных войсках, – пулеметы «максим», «льюис», «виккерс» и др. Они имели большой вес, недостаточную скорострельность и малую емкость магазина, несовместимость по компоновке с конструкцией самолета и другие недостатки.
На самолеты удачно приспосабливались ручные пулеметы пехоты и специально созданные в ходе войны авиационные пулеметы небольшого веса с хорошими энергобаллистическими показателями. Французский пулемет Шоша образца 1915 г. применялся для вооружения самолетов во Франции и в России, а в 1918 году во Франции был принят на вооружение французских самолетов чисто авиационный пулемет Дарна образца 1918 г. Ручной английский пулемет Льюиса образца 1915 года, применялся на самолетах Англии и России.

Пулемет Льюис, установленный над крылом самолета «Моран-Парасоль»

Пулемет Льюис, установленный над крылом самолета «Моран-Парасоль»

В Италии на самолетах, применялся облегченный пулемет Фиат и ручной пулемет СИА образца 1918 г.
В Германии за время войны были разработаны и применялись в качестве авиационного оружия:
— ручной пулемет системы Бергмана 1915 года;
— ручной пулемет, переделанный из пулемета Максим,1915 года;
— ручной пулемет системы Дрейзе, образца 1918 года;
— авиационный пулемет, переделанный из станкового пулемета Максим, образца 1918 года;
— авиационный пулемет системы Parabellum и автоматическая винтовка системы Мондрагон образца 1917 года, также применявшаяся с самолетов.

Авиационный пулемет Parabellum MG17 калибра 7,92

Авиационный пулемет Parabellum MG17 калибра 7,92

(Продолжение следует)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники