Архив метки: Уточкин

Российский летчик Николай Евграфович Попов. Часть 3

Сразу же после окончания «авиационной недели» Попов прибыл на Гатчинский аэродром, куда уже доставили новый «Райт», предназначенный для подготовки военных летчиков. Попов должен был опробовать эту машину и обучить летать на ней поручика Руднева, выделенного для этой цели командованием офицерской воздухоплавательной школы.
Однако учить не довелось. 21 мая 1910 состоялся первый вылет самолета. В тот день аппарат должна была принимать комиссия, в которую входил и поручик Руднев. Пилоту надлежало лететь с пассажиром или с грузом. Но Попов прежде решил проверить аппарат сам. Начался полет нормально. Заняв место за рычагами управления, Попов благополучно взлетел и около четверти часа прокружил в воздухе. Убедившись в исправности аппарата, он собрался идти на посадку, когда внезапно остановился мотор. С высоты тридцати метров аппарат вдруг устремился к земле. Руднев рассказывал потом: «Мы увидели, как аппарат перевернулся и раздался треск ломающегося дерева…» Читать далее

Русский авиатор и спортсмен Сергей Исаевич Уточкин (1876 – 1916). Часть 3

«Если человек долго находится под действием солнечных лучей, он ими пропитывается, его мозг, его организм удерживают в себе надолго эти лучи, и весь его характер приобретает особую яркость, выразительность, выпуклость и солнечность. Эта насыщенность лучами солнца сохраняется на долгое время, пожалуй навсегда. Ярким примером тому может служить Сергей Уточкин – кого мы ещё так недавно искренно оплакали. Он умер и унес с собой частицу ещё не израсходованного запаса солнца. А излучался он постоянно, и все его друзья и даже посторонние грелись в этих ярких по-южному, пышных струях тепла и радости».
                                                                                                        Аркадий Аверченко

Уточкина начинают преследовать неудачи. Весной 1912 года он приехал в Петербург. 13 мая во время многолюдного гуляния на Елагином острове, пытаясь взлететь с Невы на «Фармане» с поплавками, Уточкин столкнулся с лодкой, и его гидроплан едва не пошел ко дну. Неудачными также оказались полеты две недели спустя с Семеновского ипподрома. Слава Уточкина – «короля воздуха» – стала блекнуть. Читать далее

Русский авиатор и спортсмен Сергей Исаевич Уточкин (1876 – 1916). Часть 2

Когда Королева спросили: что вам особенно запомнилось с детских лет? Он ответил: Сергей Уточкин.
Было тогда Сереже Королеву семь лет. Сидя на плечах деда – а было это в Нежине, – он, потрясенный, видел, как знаменитый русский летчик начала века взмыл над ликующей толпой на легких полотняных крыльях под неистовый рев бензинового мотора.
– С этого и началось мое влечение к небу, – закончил рассказ будущий Главный конструктор в области космонавтики.
                                                                                                                   Василий Захарченко

Его первые показательные полеты состоялись в Киеве, в апреле того же 1910 года. Киевляне до приезда Уточкина еще ни разу не видели летящего аэроплана. На «скаковом кругу» собралось не менее сорока тысяч зрителей. Константин Паустовский, в то время гимназист, вспоминал много лет спустя: «Толпа кричала: «Браво Уточкин!», бросала в воздух шапки, свистела и аплодировала». Уточкин совершил в Киеве три полета и отправился в Москву. Полеты Уточкина в Белокаменной состоялись на скаковом ипподроме. Бесстрашие Уточкина поражало. Описывая над полем ипподрома большие круги, он высоко не поднимался, метров на 100 максимум, но временами закладывал такие крутые виражи, что зрители «прямо-таки ахали от восхищения». Читать далее

Русский авиатор и спортсмен Сергей Исаевич Уточкин (1876 – 1916). Часть 1

«…если есть в Одессе два популярных имени, то это имена бронзового Дюка, стоящего над бульварной лестницей, и Сергея Уточкина – кумира рыбаков, велосипедистов всех званий и возрастов, женщин, жадных до зрелищ, и уличных мальчишек».
                                                                                                                                     А. Куприн
Пожалуй, лишь самые знаменитые артисты были столь же известны, как этот веселый огненно-рыжий человек, отважный и по-рыцарски благородный – любимец всей Одессы. Пылкий, даже бесшабашный, он азартно играл в карты, нередко проигрывая все до последней копейки. Если влюблялся, то — безумно. Ввязывался в дела рискованные и сомнительные. Такова была сила жажды новых впечатлений. Он искал их, находил, но никак не мог эту жажду утолить. Таким был Сергей Исаевич Уточкин – один из пионеров русской авиации. Читать далее

Спортсмен и авиаконструктор Анри Фарман (1874 – 1958). Часть 2

Начиная с 1910 года, любой ферменный биплан с толкающим винтом и дополнительным рулем высоты на балках перед крылом, стали называть «Самолет типа Фарман».
«Фарман-IV», построенный в 1909 году, стал одним из самых массовых самолетов довоенного периода. Благодаря простой конструкции и неплохим летным данным, он стал эталоном для множества конструкторов. Этот самолет выпущен в тысячах экземпляров во многих странах. Читать далее