Архив метки: Фарман

Воздушные бои Первой мировой войны. Часть 3

Анализ боевого опыта показывал, что тактика, которой придерживались воевавшие стороны, имела свои достоинства, недостатки и общие подходы. Учитывая это, Е. Крутень сделал заключение, что «воздушный бой слишком индивидуален для каждого конкретного случая и никакого, вполне определённого рецепта дать нельзя». Однако основные принципы есть, и сводятся они к следующему:
— надо как можно раньше увидеть противника, обнаруживший первым получает инициативу и поэтому – половину успеха; Читать далее

Воздушные бои российской авиации в Первой мировой войне. Часть 1

Хотя Россия и вошла в Первую Мировую войну с количеством самолетов в 4 раза большим, чем, например, в Англии, в нашей стране так и не удалось организовать производство собственных самолетов в достаточных количествах к 1916 г., а те самолеты, которые поступали из-за границы, были уже заведомо устаревшие и их было еще меньше. Основным типом самолетов в авиации России в 1914-1915 годах были безоружные устаревшие разведчики и бомбардировщики «Фарман» и «Вуазен», что в определенной мере компенсировалось примитивным вооружением германских самолетов.

Читать далее

Появление бомбардировочной авиации. Часть 1

Выделение истребителей в самостоятельный класс стало началом специализации военных самолётов. Вслед за самолетами-разведчиками и истребителями появились бомбардировщики. Основное назначение этих машин – поражение наземных целей при помощи бомб.
Пилоты разведывательных самолетов часто брали с собой бомбы, чтобы не только сфотографировать, но и разрушить объекты противника. На вооружении авиации состояли бомбы весом 4, 6, 10, 16, 32 кг – для истребителей и разведчиков. Первоначально эффективность бомбардировок была низкой, но она оказывала чрезвычайно сильное моральное воздействие. Не было специальных прицелов для бомбометания, отсутствовали бомбодержатели – соответственно, не существовало и бомбардировщиков как особого типа боевых самолетов. Помимо бомб в русской авиации использовались и так называемые «стрелы» конструкции В. Л. Слесарева – свинцовые пули (в 4 раза больше обычных) с жестяным стабилизатором, которые сбрасывали на противника, вручную опрокидывая фанерный ящик. Сбрасывая «стрелы» на противника, пилот мог нанести значительный ущерб его сухопутным войскам. Особенно они были эффективны против кавалерии. Читать далее

Российский летчик Николай Евграфович Попов. Часть 2

После этого Попов всерьёз увлёкся авиацией. В 1909 году он уехал во Францию, где стал работать механиком в авиашколе, созданной братьями Райт под Парижем, что позволяло ему проводить целые дни на аэродроме Жювизи под Парижем. Однажды шеф-пилот фирмы Шарль де Ламбер взял в полет Попова в качестве пассажира, и десятиминутное путешествие на аэроплане решило его дальнейшую судьбу. Попов стал самостоятельно тренироваться в полетах. 13 декабря 1909 года он совершил свой первый самостоятельный вылет на аэроплане «Райт». Первый полет, вернее, попытка самостоятельно взлететь на «Райте» в школе в Жювизи закончилась аварией: из-за неправильного движения рулями Попов опустился слишком резко и довольно сильно расшибся. Пострадали оба: и самолет, и будущий пилот. Читать далее

Первая женщина-авиатор России – Лидия Зверева (1890 – 1916). Часть 3

В апреле 1913 года в Зассенгофе, пригороде Риги, Лидия вместе с мужем открывает предприятие – авиационную мастерскую. Уже в октябре 1913-го с конвейера их предприятия сходят первые две машины – самолеты-разведчики «Фарман-XVI». Испытания проходят успешно, и авиаторы получают новый заказ – на изготовление восьми машин. И с этим заданием они справились «на отлично». Это было первое в России авиационное промышленное предприятие, во главе которого стояли не инженеры, а летчики-практики. Им удалось получить заказ Военного министерства на изготовление французских аэропланов-разведчиков «Фарман-16». Читать далее

Первая женщина-авиатор России – Лидия Зверева (1890 – 1916). Часть 2

В это же время петербургские энтузиасты запланировали осуществить неслыханной дерзости затею – первый перелет на аэропланах из Петербурга в Москву, своеобразное состязание авиаторов «кто долетит?», пусть и с необходимыми промежуточными посадками. Летели тогда без навигационных приборов, без закрытой кабины, ориентируясь в буквальном смысле по шоссе, населенным пунктам или железной дороге, с ненадежными моторами, над лесом, над водой, да еще с пассажиром в придачу.
Сегодня мы уже с трудом представляем, что в 1911 году перелет из Петербурга в Москву, даже с неизбежными посадками, казался предприятием неосуществимым. «От этих слов веет какой-то фантастической сказкой!» — писала одна из петербургских газет, сообщая о готовящемся перелете. В самом деле, давно ли аппарат авиатора Шарского рухнул на лес на перелете Гатчина–Петербург! А тут почти 700 километров над незнакомой местностью, на легких машинах, без навигационных приборов… Читать далее

Военная авиация в Первую мировую войну. Часть 2

Силы противоборствующих сторон в Первой мировой войне были неравны. Великобритания, Франция и Россия входили в Антанту. В 1918 году к ней присоединились США. Входила в Антанту и Бельгия, но собственных авиастроительных фирм она не имела, а закупала самолеты во Франции и Великобритании. Надо сказать, что развитой авиационной промышленностью (т. е. крупными самолетосборочными и моторостроительными фирмами) обладали только Великобритания и Франция. Россия имела несколько самолетостроительных фирм, но ощущалась постоянная нехватка двигателей. Итальянцы в 1915 году разорвали договор с Германией и Австро-Венгрией и тоже примкнули к Антанте. Авиапромышленность Италии к началу войны была в зачаточном состоянии, но уже в 1916-м начался выпуск бомбардировщиков и разведчиков по собственным проектам, а к 1917-му – и истребителей, но их не хватало, поэтому часть машин покупалась во Франции и Англии. Читать далее

Первая женщина-авиатор России – Лидия Зверева (1890 – 1916). Часть 1

Слова «летчица» в 1911 году еще не было, как и слова «летчик» (его появление в языке несколькими годами позже ошибочно припишут Велимиру Хлебникову). Каким же словом назвать Лидию Звереву – первую русскую женщину-авиатора, сумевшую взлететь на аэроплане, выполнить несколько фигур пилотажа и самостоятельно посадить машину на поле Гатчинского аэроклуба?
Газеты, публикуя восторженные заметки об этом событии, долго не могли подобрать подходящее русское слово для обозначения этого совершенно нового явления в нашей действительности. Первая русская женщина – пилот аэроплана! Женщина-авиатор! И наконец, кто-то из журналистов придумал специально о ней — авиатрисса! Читать далее

Военная авиация в Первую мировую войну. Часть 1

Выстрел в Сараево положил конец непродолжительному мирному периоду в истории Европы, разделив ее на два враждующих лагеря. Начало войны в сентябре 1914 г. не привело к массовому применению военной авиации. Это обстоятельство было вполне объяснимо – авиация была малочисленной, а опыт ее применения в локальных конфликтах был еще недостаточен для обобщения. В 1914 г. и первой половине 1915 г. авиация использовалась преимущественно для связи и воздушной разведки (в том числе фотографирования), а также для корректировки артиллерийского огня.
В этом плане показательным считается сражение при Танненберге, состоявшееся в конце августа 1914 г., когда 120-тысячная русская армия была захвачена в плен, благодаря данным о дислокации и численности, полученным в ходе воздушной разведки. Читать далее

Военная авиация перед Первой мировой войной. Часть 6

А в 1913 г. в Санкт-Петербурге прошел международный конкурс на лучшую модель военного самолета, который должен был стать главной ударной силой нового русского воздушного флота. Условия конкурса были довольно жесткими: аэроплан должен был лететь не менее 3 часов со скоростью не менее 80 км\ч, нести на себе пулеметы и бомбы и, самое главное, все иностранные авиаконструкторы допускались к участию только с обещанием открыть – в случае победы – производство самолетов в России.
Главный спор развернулся между французскими авиаторами, хотя к тому времени в России уже были свои самолетостроители – например, в Москве инженер Юлиус Меллер основал завод «Дукс», а в Риге на Русско-Балтийском вагонном заводе инженер Игорь Сикорский начал строить свои оригинальные аэропланы. Именно Сикорский и стал главным победителем конкурса. Читать далее