советские истребители

Истребитель ЛаГГ-3. Часть 1.

Перед началом Великой Отечественной войны угроза нападения гитлеровской Германии была значительной, поэтому стоял вопрос о необходимости замены парка ВВС на более новые самолеты. Одним из трех разработанных самолетов был ЛаГГ-3.

Самолет, разработанный в КБ Полиарпова, поступил на вооружение за несколько месяцев до войны, в 1941 году.

Несмотря на то, что в КБ Яковлева создали более совершенный самолет, первые свои победы советские асы получили именно на ЛаГГ-3, который выпускался до 1943 года. Всего было выпущено 6528 самолета.

А началась история в середине 20-х, когда И. Сталин повел индустриализацию страны, что позволило повысить количество самолетов. В 1930 году Советский Союз построил 860 самолетов, а уже через два года количество выпускаемых самолетов возросло до 2500.

lag-1-1

В январе 1939 года Сталин предложил создать новый истребитель, который бы отвечал современным требованиям. Этот заказ состоялся скорей всего потому что у Германии имелся в наличии Мессершмидт Bf 109В. Созданием нового самолета занялись три КБ. Поликарпова, Сухого и Яковлева.

Поскольку времени уже практически не было, первый ЛаГГ-3 поднялся в воздух в марте 1940 года. За ЛаГГом в апреле поднялся прототип МиГа, а в конце апреля прототип Яка.

Первый прототип И-22 был закончен в короткие сроки. Это был одноместный цельнодеревянный самолет, в конструкции которого присутствовала березовая фанера и сосна. Из-за применения древесины самолет был тяжелее конкурентов и весил почти 3 т. К примеру прототип Яка весил на 250 кг меньше.

lag-1-2

На прототипе И-22 был установлен двигатель М-105П мощностью 1050 л.с., который разрабатывался в КБ Климова. Вооружение состояло из двух 12,7 мм пулеметов и 23 мм пушки, которую вскоре заменили на пулемет.

Вслед за И-22 был построен прототип И-301, который должен был решить проблему дальности полета. Машина была оснащена двумя дополнительными топливными баками. Это позволило увеличить время полета до 2,5 часа.

14 июня 1940 года прототип был отправлен на испытания, где была показана скорость 600 км/ч на высоте 5000 м.

В мае 1940 года, когда был подписан пакт о ненападении, в руки советского правительства попали Мессершмидты Bf 109E, которые показали, что ВВС страны стоят далеко позади немцев. Однако, прототип И-301 на сравнительных испытаниях показал себя на высоте.

lag-1-3

29 июля 1940 года самолет приняли к серийному выпуску с надеждой на то, что самолет составит конкуренцию немецким.

В 1941 году 43,3% бюджета страны тратились на оборонную промышленность. С 1940 по 22 июня 1941 года было произведено 2829 современных истребителя. Из них 1289 МиГов, 399 Яков и 322 ЛаГГов.

Выпуск прототипа И-301 начали на четырех заводах. Это заводы в Нижнем Новгороде, в Ленинграде, Таганроге и Новосибирске.

Выпуск ЛаГГов шла тяжело, поскольку документация была сырая, а производство из дельта-древесины было сложнее, чем самолетов обычной конструкции.

В результате к лету 1941 года суточный выпуск ЛаГГов не превышал шести.

lag-1-n

Самолет Лавочкина-Горбунова-Гудкова был тяжелее на 300 кг Яка-1. Оказалось, что серийный ЛаГГ уступает по параметрам прототипу И-301. К тому же самолет 1-й серии очень плохо слушался руля направления. Первые три серии мало чем отличались друг от друга.

YouTube Трейлер

Весной 1941 года начался процесс переоснащения полков. Освоение новой матчасти шле тяжело. Тогда и появилась вторая расшифровка аббревиатуры — Лакированный Гарантированный Гроб. Пилоты, привыкшие летать на сверхманевренных И-152, в то время как ЛаГГ-3 ошибок не прощал.

Продолжение следует

По публикациям журнала «Война в воздухе» № 68. «ЛаГГ-3» 2005 г. «Нота» г. Белорецк. 300 экз.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники