«Болтон Пол «Дефиант»

Из цикла «50 лучших истребителей Второй Мировой войны».

19 июля 1940 года ведущий группы Bf 109E заметил девять английских истребителей. Стрелковая башня позади пилота говорила о том, что это не «Спитфайеры» или «Харрикейны». Это были «Болтон Пол «Дефиант».

Идея двухместного истребителя, вооруженного вращающейся пулеметной башней зародилась в Англии еще в 30-х годах. Стрелок, по мнению некоторых военных специалистов должен был лучше справиться с ведением боя, чем пилот, занятый управлением самолетом. Идея была разработана под руководством главного конструктора фирмы Болтон Пол Дж. Норта. Оборудованная башня четырьмя пулеметами калибра 7,69 мм представляла собой довольно высокую огневую силу.

В 1935 году был объявлен конкурс на такую конструкцию самолета, в результате две фирмы получили поддержку правительства. Это Болтон Пол и Хаукер. Последние предложили башенный вариант своего «Хенли», который выбыл из конкурса по производственным соображениям. В результате остался один.

В 1937 году поступил заказ на 87 серийных самолета. С двигателем от Роллс-Ройс самолет развивал скорость 486 км/ч, был устойчив в полете.

def1

Серийный Дефиант по внешности напоминал одноместный «Харрикейн», но был тяжелее и имел цельнометаллическую конструкцию. Вращение башни производилось с помощью гидравлического привода.

Первые три самолета поступили в испытательный центр, когда в Европе уже шла Вторая мировая война. Сравнительные учебные бои с «Харрикейн» показали проблематичность использования данного типа самолетов. При ведении огня пилот часто не видел цели, а стрелок не мог обеспечить наиболее выгодные для себя условия для прицеливания. Однако надежды военных на то, что «Дефиант» будет эффективным средством борьбы против бомбардировщиков, дали возможность продолжить выпуск самолетов серийно.

def2

Первая победа произошла 12 мая над Голландией. Был сбит бомбардировщик Ju 88. На следующий день были сбиты четыре Ju 87. Однако в этом же бою немецкие мессершмитты Bf 109 уничтожили пять из шести «Дефиантов».

29 мая истребители вылетели на боевое задание в район порта Дюнкерк, где завязалась большая битва. После возвращения, экипажи доложили о 37 сбитых немецких самолета. Немцы подтвердили 14, однако это был успех. Это было связано с тем, что немецкие летчики заходили в хвост для нанесения удара, при этом оказывались на линии мощного удара. Пилоты Люфтваффе извлекли урок из этого сражения и уже 30 мая изменили тактику боя с «Дефиантами», атакуя в лоб или снизу и сзади из «мертвой зоны». В результате самолеты были сняты с боев для морского патрулирования.

К этому моменту недостатки самолета признали даже самые ярые его сторонники. Отсутствие переднего вооружение и дополнительный вес самолета негативно сказался на его маневренности и боеспособности в целом. Было решено использовать самолет в ночных боях, где он оказался эффективней.

YouTube Трейлер

К концу 1941 года «Дефианты» имели наибольший счет ночных побед.

Всего было построено 720 самолетов Мк I, 200 Мк II и 140 самолетов-буксировщиков ТТ Мк I.

Источник: Корнюхин Г.В. 50 лучших истребителей Второй мировой войны — Смоленск: «Русич», 2004.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники